UA

рейтинги банков

Защита прав потребителей в Беларуси: обмен и возврат товара

Bankchart рассказывает, какие права имеют потребители, в каких случаях можно вернуть или обменять товар.

Краткое содержание и ссылки по теме

  1. Закон «О защите прав потребителей»
  2. Права потребителей
  3. Защита прав потребителей: горячая линия
  4. Памятка потребителям: возврат и обмен товара

Закон «О защите прав потребителей»

Когда ты тратишь свои честно заработанные деньги на приобретение того или иного товара или услуги, ты, естественно, хочешь, чтобы они соответствовали твоему ожиданию: как правило, были качественными. Но, к сожалению, не все производители и реализаторы товаров и услуг являются добросовестными. В результате чего, наши ожидания могут быть обмануты. Как же защититься потребителям в таких случаях, попробуем сегодня выяснить.

Кстати, давайте сначала разберемся с тем, кто же такие потребители, чтобы более четко понимать, о защите чьих прав сегодня будет идти речь.

Итак, главным защитником и регулятором отношений между потребителями товаров и услуг и продавцами является Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей». Закон сей является одним из значимых и важнейших нормативно-правовых актов для повседневной жизни граждан Республики Беларусь. Применение его статей играет основополагающую роль для разрешения конфликтов между реализаторами товаров/услуг и потребителями этих товаров /услуг. Также важность сего закона состоит в том, что правила торговли и практика отношений между продавцами и потребителями организуется в соответствии с его нормами.

Сам Закон состоит из 48 статей, которые входят в следующие 6 глав:

  1. Общие положения
  2. Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителя
  3. Защита прав потребителя при реализации ему товара
  4. Защита прав потребителя при выполнении работ (оказании услуг)
  5. Государственная защита прав потребителя
  6. Общественная защита прав потребителя

В первую главу Закона входят 14 статей, в которых прописаны сфера действия Закона, основные термины и понятия, а также права потребителя и другое.

Вторая глава, которая состоит из 5 статей, посвящена ответственности за нарушения прав потребителей.

В 9 статьях третьей главы речь идёт о конкретизации отношений, возникающих между продавцом и покупателем в процессе реализации товара/услуги и после неё. Также расписывается порядок предъявления требований при покупке товара ненадлежащего качества. Указаны обязанности производителя и продавца при наступлении вышеописанного случая. И другое.

12 статей четвертой главы содержат информацию аналогичную третьей главы. Только речь уже идет не о товарах, а об услугах.

В статьях (их всего 8) пятой и шестой главы Закона описываются механизмы государственной защиты, а также аспекты общественной защиты прав потребителей.

Мы лишь кратко (в целях ознакомления) описали содержание Закона «О защите прав потребителей». С его полным содержанием без особого труда можно ознакомиться на просторах интернета.

Права потребителей

К большому сожалению, многие потребители не осведомлены и не знают своих потребительских прав. Что, естественно, на руку недобросовестным производителям и продавцам. Поэтому попробуем сейчас перечислить и разобрать некоторые права потребителей.

Итак, начнем.

Как потребитель, вы имеете право на информацию о товарах, предоставляемых услугах или осуществляемых работах. Информация сия должна быть представлена на белорусском или/и русском языках. Также вы имеете право на получение информации о производителях, реализаторах, исполнителей этих товаров/услуг/работ.

Вы вправе приобретать товар или услуг по своему выбору. Сокрытие информации о наличии и доступности товара или услуги является нарушением.

Вы имеете право на надлежащее качество товаров, их надлежащую комплектность и надлежащее количество. Также вы имеете право на безопасность приобретаемых вами товаров или услуг.

В случаях, когда недостатки товара/услуги/работ стали причиной нанесения вам вреда или убытков, вы имеете право на полную их компенсацию.

Вы имеете право на государственную и общественную защиту своих прав. А также вы вправе создавать общественные объединения потребителей.

Защита прав потребителей: горячая линия

Что делать и к кому обращаться, если ваши права, как потребителя, были нарушены?

Защитой ваших потребительских прав могут заниматься:

  • вы сами или ваши представители
  • уполномоченные государственные органы
  • общественные объединения потребителей

Ниже указаны наименования некоторых общественных объединений и их контакты, по которым вы можете связаться в случае нарушения ваших потребительских прав.

Контакты других объединений вы можете найти на сайте Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

Памятка потребителям: возврат и обмен товара

Чтобы хоть немного вооружить вас к бою с недобросовестными производителями/продавцами, мы решили написать сию маленькую памятку. Надеемся, она станет для вас полезной.

  1. Внимательно изучайте информацию, находящеюся на товаре
  2. Не ленитесь и не забывайте брать чек или другой документ, подтверждающий факт покупки
  3. Помните, качественные продовольственные товары не подлежат обмену и возврату, в то время, как непродовольственные вы всегда можете обменять или вернуть в течение 14 дней с момента покупки
  4. В случае приобретения товара ненадлежащего качества, вы имеете право (на свой выбор) требовать либо возврат денег, либо безвозмездный ремонт, либо уменьшения цены на сей товар, либо замену сего товара на качественный
  5. При заявлении обоснованных требований об уменьшении цены товара, о возмещении расходов по его ремонту или о возврате денег, они должны быть удовлетворены продавцом незамедлительно, максимум – 7 дней. Требования о безвозмездном ремонте и при необходимости проведения экспертизы должный удовлетворяться незамедлительно, максимум – 14 дней. Требования о замене некачественного товара качественным – незамедлительно, максимум – 1 месяц
  6. Возврат денег за некачественный товар вы вправе требовать в любом случае
  7. Предъявить претензию по качеству товара вы можете: продавцу, изготовителю, поставщику или представителю
  8. Вернуть товар ненадлежащего качества вы вправе без упаковки


Другие путеводители и полезные статьи