Закон «О защите прав потребителей»
Когда ты тратишь свои честно заработанные деньги на приобретение того или иного товара или услуги, ты, естественно, хочешь, чтобы они соответствовали твоему ожиданию: как правило, были качественными. Но, к сожалению, не все производители и реализаторы товаров и услуг являются добросовестными. В результате чего, наши ожидания могут быть обмануты. Как же защититься потребителям в таких случаях, попробуем сегодня выяснить.
Кстати, давайте сначала разберемся с тем, кто же такие потребители, чтобы более четко понимать, о защите чьих прав сегодня будет идти речь.
Итак, главным защитником и регулятором отношений между потребителями товаров и услуг и продавцами является Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей». Закон сей является одним из значимых и важнейших нормативно-правовых актов для повседневной жизни граждан Республики Беларусь. Применение его статей играет основополагающую роль для разрешения конфликтов между реализаторами товаров/услуг и потребителями этих товаров /услуг. Также важность сего закона состоит в том, что правила торговли и практика отношений между продавцами и потребителями организуется в соответствии с его нормами.
Сам Закон состоит из 48 статей, которые входят в следующие 6 глав:
- Общие положения
- Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителя
- Защита прав потребителя при реализации ему товара
- Защита прав потребителя при выполнении работ (оказании услуг)
- Государственная защита прав потребителя
- Общественная защита прав потребителя
В первую главу Закона входят 14 статей, в которых прописаны сфера действия Закона, основные термины и понятия, а также права потребителя и другое.
Вторая глава, которая состоит из 5 статей, посвящена ответственности за нарушения прав потребителей.
В 9 статьях третьей главы речь идёт о конкретизации отношений, возникающих между продавцом и покупателем в процессе реализации товара/услуги и после неё. Также расписывается порядок предъявления требований при покупке товара ненадлежащего качества. Указаны обязанности производителя и продавца при наступлении вышеописанного случая. И другое.
12 статей четвертой главы содержат информацию аналогичную третьей главы. Только речь уже идет не о товарах, а об услугах.
В статьях (их всего 8) пятой и шестой главы Закона описываются механизмы государственной защиты, а также аспекты общественной защиты прав потребителей.
Мы лишь кратко (в целях ознакомления) описали содержание Закона «О защите прав потребителей». С его полным содержанием без особого труда можно ознакомиться на просторах интернета.
Права потребителей
К большому сожалению, многие потребители не осведомлены и не знают своих потребительских прав. Что, естественно, на руку недобросовестным производителям и продавцам. Поэтому попробуем сейчас перечислить и разобрать некоторые права потребителей.
Итак, начнем.
Как потребитель, вы имеете право на информацию о товарах, предоставляемых услугах или осуществляемых работах. Информация сия должна быть представлена на белорусском или/и русском языках. Также вы имеете право на получение информации о производителях, реализаторах, исполнителей этих товаров/услуг/работ.
Вы вправе приобретать товар или услуг по своему выбору. Сокрытие информации о наличии и доступности товара или услуги является нарушением.
Вы имеете право на надлежащее качество товаров, их надлежащую комплектность и надлежащее количество. Также вы имеете право на безопасность приобретаемых вами товаров или услуг.
В случаях, когда недостатки товара/услуги/работ стали причиной нанесения вам вреда или убытков, вы имеете право на полную их компенсацию.
Вы имеете право на государственную и общественную защиту своих прав. А также вы вправе создавать общественные объединения потребителей.
Защита прав потребителей: горячая линия
Что делать и к кому обращаться, если ваши права, как потребителя, были нарушены?
Защитой ваших потребительских прав могут заниматься:
- вы сами или ваши представители
- уполномоченные государственные органы
- общественные объединения потребителей
Ниже указаны наименования некоторых общественных объединений и их контакты, по которым вы можете связаться в случае нарушения ваших потребительских прав.
Контакты других объединений вы можете найти на сайте Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.
Памятка потребителям: возврат и обмен товара
Чтобы хоть немного вооружить вас к бою с недобросовестными производителями/продавцами, мы решили написать сию маленькую памятку. Надеемся, она станет для вас полезной.
- Внимательно изучайте информацию, находящеюся на товаре
- Не ленитесь и не забывайте брать чек или другой документ, подтверждающий факт покупки
- Помните, качественные продовольственные товары не подлежат обмену и возврату, в то время, как непродовольственные вы всегда можете обменять или вернуть в течение 14 дней с момента покупки
- В случае приобретения товара ненадлежащего качества, вы имеете право (на свой выбор) требовать либо возврат денег, либо безвозмездный ремонт, либо уменьшения цены на сей товар, либо замену сего товара на качественный
- При заявлении обоснованных требований об уменьшении цены товара, о возмещении расходов по его ремонту или о возврате денег, они должны быть удовлетворены продавцом незамедлительно, максимум – 7 дней. Требования о безвозмездном ремонте и при необходимости проведения экспертизы должный удовлетворяться незамедлительно, максимум – 14 дней. Требования о замене некачественного товара качественным – незамедлительно, максимум – 1 месяц
- Возврат денег за некачественный товар вы вправе требовать в любом случае
- Предъявить претензию по качеству товара вы можете: продавцу, изготовителю, поставщику или представителю
- Вернуть товар ненадлежащего качества вы вправе без упаковки